Статьи о Викторе Шаталове  

Аксиома таланта
(Как выучить алгебру за пять дней)

Когда-то имя Виктора Шаталова гремело на всю страну. Его уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников. Об известном учителе были написаны книги, сняты фильмы... Сегодня Виктора Федоровича, к сожалению, не часто встретишь в Москве...
Обычное офисное здание в центре столицы. Раньше здесь находился какой-то НИИ, сегодня располагаются различные фирмы. Часть помещений приспособили под классы, где Виктор Шаталов проводит свои уроки. На родине педагога — Украине — интерес к его методике в последнее время заметно снизился. У незалежной — свои проблемы и свои педагогические авторитеты, которые продвигают науку с “национальным” уклоном. Шаталов сейчас трудится профессором в Донецком институте социальной педагогики. И хотя ему уже почти восемьдесят лет, он старается регулярно приезжать в Первопрестольную — по-прежнему учить ребят... Впрочем, преодолевать препятствия ему не впервой. Более 50 лет (с тех пор, как впервые опробовал свою методику) Шаталов борется против косности и консерватизма в педагогике.
После окончания пединститута Виктор Федорович начал карьеру учителя физики и математики в родном Донецке. И пошел резко вверх — в 26 лет стал директором школы (в которой, между прочим, когда-то сам закончил первый класс). Через несколько лет молодой математик задумался: почему ребята буквально “вымучивают” алгебру, физику, химию? И пришел к выводу: дело не в тупоумии учеников, а в несовершенстве методики. Школьникам год за годом вдалбливают в головы сложнейшие правила и формулы и при этом совершенно не учат логически мыслить. А без этого познать науку невозможно...
Шаталов по-новому подошел к принципу изложения материала. Он брал самый замысловатый раздел учебника и начинал объяснение именно с него. И вокруг этого центра строил все остальное преподавание.
— Вы должны запомнить одно: сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам, — объяснял Виктор Федорович ученикам одну из главных тем в геометрии. — Остальное следует из этого: теорема пересечения высот треугольника, три правила его равенства и подобия, свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра. Смотрите: зная один угол и длину двух сторон или два угла и одну сторону, легко нарисовать любой треугольник.
И тут же демонстрировал пример на доске. Давать сложное через простое, опираться не на зубрежку, а на понимание — вот основа принципа Шаталова.
Виктор Федорович сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать общее объяснение, то кусочки легко встанут на свои места и мозаика сложится. Необучаемых детей не бывает, уверяет Шаталов, бывают непрофессиональные педагоги.
Свои принципы преподавания Шаталов опробовал на самых безнадежных двоечниках. Рассуждал примерно так: “Отличников легко учить, они сами тянутся к знаниям. Сложнее заинтересовать ребят, на которых давно махнули рукой”. И у него получилось: успеваемость в “подопытных” классах резко пошла вверх, ребята легко усваивали то, что им безуспешно пытались вдолбить в головы в течение нескольких лет. Но новации молодого учителя далеко не всем пришлись по душе: чиновники от образования отнеслись к ним настороженно. Им проще и привычнее было идти по проторенному пути. Маститые педагоги тоже не восторгались методом Шаталова: он слишком отличался от того, чем они кормились много лет. Но главными недругами талантливого новатора стали... обычные школьные учителя. Когда он просил класс для эксперимента, многие отвечали отказом. “Шаталов научит моих ребят за месяц, — разоткровенничалась как-то умудренная опытом педагогиня, — а что мне с ними потом делать, в течение оставшегося года? За что мне зарплату платить будут?”
Зато сами школьники и родители быстро убедились, что заниматься у Шаталова намного легче и интереснее, чем по обычным школьным программам. Вместо “двоек” у ребят появились “четверки” и “пятерки”, исчезли прогулы. Бывшие двоечники стали отличниками и сделали в жизни успешную карьеру. Среди воспитанников педагога — 62 кандидата и 12 докторов наук.

Игорь СЕРГЕЕВ
Московский Комсомолец от 03.10.2005



Учитель и карьера учеников

Какова роль школьного учителя в карьере ученика? Есть ли шкала, которой можно замерить это? Писатели и журналисты ведут поиск «с конца». Рассказывая о знаменитых людях, находят истоки - первую учительницу, тренера и т.п. Будущие знаменитости и их родители ищут «с начала», так как хотят учиться у Мастера. Ушлые менеджеры, чиновники тоже в поиске – надо выстраивать «рейтинги» и распределять премии. Жизнь кипит, но наука пока не располагает такой шкалой.
Причин тому много как объективных, так и субъективных. Сложно формализовать и «измерить» процесс обучения, учесть массу переменных величин, получить надежную статистику и др. Учителю бывает трудно признавать свою вину при неудовлетворительных результатах учебного процесса (вроде есть у него и отличники, а в двойках сами виноваты). В такой воде хорошо чиновнику: только успевай осваивать деньги на реформы да рапортуй об успехах.
Проблема оценки эффективности труда педагога трудная, но не безнадежная. Представляется перспективным исследование практики педагогов, чьи результаты проверены, признаны, воспроизведены. Здесь есть и высокие достижения, и отточенная методика, и обширная статистика. Беда в том, что методики В.Шаталова, С.Лысенковой, Е.Ильина и других новаторов почему-то забываются. Возможно, поэтому «новые велосипеды» в образовании и ездят хуже, и стоят дороже.
Обратимся к системе Виктора Федоровича Шаталова. Как это принято, послушаем экспертов, эксплуатационников, посмотрим результаты, статистику отказов, тиражи и др.
Итак, некоторые мнения. «Есть специалисты, глубоко знающие западную педагогику. Могут ли они назвать какую-нибудь систему хоть отдаленно сравнимую по идеям и результатам с системой В.Шаталова?» С.Соловейчик, педагог, писатель, журналист.
«Он делает то, чего никто не может». Б.Никитин, воспитатель детей-вундеркиндов.
«Методика Шаталова обеспечивает отличную подготовку ребят по всем предметам средней школы». Л.Москалина, директор школы, США, Чикаго.
Некоторые результаты.
«В 1970 г.по приказу тогдашнего Министерства просвещения УССР в средней школе N13 Донецка начал работать по экспериментальной программе 8 класс. За все предшествующие годы в этом классе никогда не было ни одного отличника. Только девять ребят закончили 7-ой класс без троек, и, кроме того, за весь учебный год ни одному из учащихся ни по алгебре, ни по геометрии не было выставлено ни одной отличной оценки.
Весной 1971 г. 16 учеников этого класса закончили восьмилетку только на четверки и пятерки. Отличников еще не было.
К концу 9 класса было завершено изучение всей программы по математике и физике за 10 класс. Две комиссии из Москвы и Киева провели итоговые экзамены за курс средней школы по алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. По каждому из этих учебных предметов девятиклассники получили 22 пятерки, 8 четверок, и только 3 раза были поставлены тройки.
Через год 24 ученика имели в аттестатах об окончании средней школы только четверки и пятерки по всем предметам, а пятеро из них получили аттестаты без единой четверки. Три ученика закончили школу с золотыми медалями. А по математике, физике, астрономии и электротехнике 28 учеников получили грамоты за отличные успехи. И все это в обстановке непрерывного контроля, недоверия и откровенной обструкции педагогической науки.
Все 33 человека стали студентами высших учебных заведений, и 17 из них все годы обучения получали повышенные стипендии. Эту традицию продолжили все без исключения выпускники с 1969 г. по 1990 г. В дальнейшем, помимо десятков мастеров спорта, из них вышли 64 кандидата наук, 12 докторов (физики, философии, медицины, педагогики).
За 20 лет открытых экспериментальных исследований, ребята, работавшие на новой методической основе, не проиграли ни одной сопоставительной контрольной работы. Результаты иногда достигали соотношения 22:1.
В настоящее время уже за 5 дней он дает годовой курс алгебры или геометрии, тригонометрии или физики. Уроки записаны на видео и могут быть подвергнуты любой экспертизе от лингвистов до министров.
Система Шаталова показала возможность завершить среднее образование в 9-ом классе, без какого-либо искусственного отбора учащихся, при двух выходных днях (четверг и воскресенье) и 30-ти учебных часах недельной нагрузки школьников, включающих ежедневные уроки физического воспитания. Столь выдающиеся результаты достигнуты благодаря его знаменитым «опорным сигналам», позволяющим надежно усваивать большой объем информации, особой методике повторения и оценивания знаний, оригинальной системе решения задач и эффективному инспектированию учебного процесса. Многолетняя апробация новых методических идей с успехом прошла не только в школах, но и в вузах, военных училищах, академиях.
До 1992 г. Донецкая лаборатория интенсивных методов обучения Академии педагогических наук СССР НИИ содержания и методов обучения, которой руководил В.Шаталов, финансировалась из Москвы, но в силу известных обстоятельств финансирование эксперимента было прекращено.
Тиражи. В.Ф.Шаталов автор 36 книг, издавался в 17 странах общим тиражом более миллиона экземпляров. (Интересно, у многих ли школьных реформаторов такой список?)
Титулы, награды. Народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины, Почетный президент итальянской литературно-исторической ассоциации Данте Алигьери, кавалер ордена Николая Чудотворца за приумножение добра на земле, лауреат нескольких международных премий и т.д.
Казалось бы, хватит статистики. Ее действительно много. Виктор Федорович бережно хранит все школьные ведомости и тетради с опорными конспектами учеников (!!!), переписывается со многими учениками, ежегодно выпускники собираются на его дне рождения. И все-таки, приведем некоторые высказывания.
Тарханян Рузанна, Москва. Училась 4 дня в марте 2004 г., дипломант двух конкурсов молодых исполнителей в Праге в 2005 г. «Я ничего не понимала. Меня уже не вызывали к доске. Уроки геометрии произвели огромные перемены в жизни. Учительница была потрясена моими знаниями. После каникул на контрольной и самостоятельной получила 5 и 5».
Винников Л. Я., доктор наук, институт физики твердого тела РАН (Черноголовка), работал в крупнейших мировых научных центрах. «Я учился у Шаталова в 1956-57 учебном году в 6-ой школе Донецка. Роль Виктора Федоровича считаю в своей карьере определяющей. Школьный курс физики помню лучше, чем институтский».
Дальская С. Н. Училась у Шаталова в 68-69 учебном году, горный инженер-технолог. Работала преподавателем, строила завод в Пакистане, с 1987 года проживает в Москве. Имеет свой бизнес. Ее фирма участвовала в строительстве Храма Христа Спасителя. В 2005 году закончила Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. «Метод Шаталова развивает чувство уверенности в себе, четкость и аккуратность мышления, смекалку и предприимчивость. Его ученики могут найти себя в любой области. По Шаталову я изучала и гуманитарные курсы, сама преподавала. Мой брат учился у Виктора Федоровича только год, а 10-ый класс заканчивал в Киеве. Там на всех контрольных работах учителя говорили: «Рыбников, выходи из класса». Дело в том, что он сразу успевал решать все варианты и, конечно, помогал товарищам… Как только мы узнали о занятиях Шаталова в Москве, привели на учебу своих детей и родственников».
Когда ученые все-таки создадут весы, на которых будут взвешивать роль учителя в карьере учеников, можно будет оценить значение методики Шаталова и его личности. А пока на предложение поддержать экспериментальную работу В.Ф.Шаталова чиновник, планирующий государственную политику в образовании, отвечает: «На основании запроса в Российскую академию образования от 10 июня 2005 г. № 01-114/5/5 высказывается точка зрения о невозможности создания подобного научного подразделения». Вероятно, в этой академии возобладала теория, согласно которой образование спасут более точные экзамены и баллы, а не успешные методики. Скорее, дело в финансировании: хорошая методика экономит и повышает качество, а это не всех устраивает. Вряд ли академики не знают, что прежде чем поставить оценку, надо чему-то научить. Здесь не спасет и высокая зарплата. Один профессор оговорился: «Если все ученики будут отличниками, кто будет мести улицы?». Хотелось бы его успокоить – до тех пор, пока у руля педагогической науки будут такие «светила», дефицит дворников нам не грозит, а вот хороших врачей, инженеров, ученых будет меньше.
Другой вопрос: при открытии железнодорожного транспорта, что будет с ямщиками (читай репетиторами и слабыми учителями)? Да гужевой транспорт никогда не отменяли! Мы вправе выбирать, с какой скоростью двигаться к успеху. В педагогике уже тридцать лет летают надежные и доступные самолеты. Жаль, что покупать их придется в Италии, Китае или Америке. Видимо, в этом и заключается (недоступная налогоплательщику) мудрость департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации.

Виноградов С.Н., канд. филос. наук
Журнал "Обучение и карьера" (16-22 января 2006 г.)



Учителю Шаталову В.Ф.
Открытое письмо народному учителю СССР, кавалеру ордена Николая Чудотворца за преумножение добра на земле, Почетному президенту итальянской ассоциации «Данте Алигьери»
Уважаемый Виктор Федорович!
Пишу Вам, чтобы сказать огромное спасибо за Ваши уроки.
То, что сейчас творится в школах, можно без преувеличения назвать преступлением перед детством. За время учебы нам пришлось поменять 6 школ. Сначала я искала где лучше учат, а потом – где меньше унижают. У дочери и у меня появилась масса комплексов и неуверенность в себе. И только Ваши уроки показали как надо учить, и насколько надо быть мне терпеливой по отношению к собственному ребенку.
Интуитивно я кое-что использовала со своими детьми (у меня их трое): «рисовала» сказки, когда учила их читать и делала обозначения элементов рисунка; переписывала некоторые учебники в младших классах, стараясь сделать их более «удобоваримыми».
Мы с Леной прошли у Вас курс геометрии и физики. Говорю «мы», потому, что я тоже была на всех уроках. Она тогда не смогла отвечать, потому, что не было времени на подготовку. Время уходило на дорогу - мы живем в Королеве - и наслоилась простуда. Мешала ее огромная неуверенность и скованность. Но потом мы с ней сделали все, чему Вы учили: она отвечала мне по листам группового контроля, и мы обе получали удовольствие от того, как хорошо получается. Особенно помогли видеозаписи уроков.
Я стала использовать Ваш метод


На главную страницу

Хостинг от uCoz